loading...

POSIÉ «за кулисами»
Государственного Эрмитажа

Реставрация ювелирных изделий авторства Иеремии Позье в рамках
культурно-просветительской программы #вСветеPOSIÉ

Государственный Эрмитаж и ювелирный дом POSIÉ осуществили совместный проект реставрации уникальных изделий XVIII века авторства придворного ювелира трёх российских императриц Иеремии Позье из Галереи драгоценностей музея.

POSIÉ стал первым ювелирным брендом, которому удалось побывать за кулисами — в закрытых для публики реставрационных мастерских — и детально наблюдать за всеми этапами сложного, но завораживающего процесса реставрации бесценных исторических и ювелирных раритетов.

loading...
loading...

Табакерка с корзиной цветов

декорированная чеканными орнаментами, на крышке которой размещено изображение цветочной корзины из бриллиантов и сапфиров

Совместный реставрационный проект стал частью масштабной культурно-просветительской программы #вСветеPOSIÉ, запущенной брендом весной 2024 года. Эта инициатива направлена на всестороннее изучение, сохранение и развитие российских ювелирных традиций, а также поддержку инициатив в области искусства и образования. Первый этап программы — проект с Государственным Эрмитажем, в рамках которого была осуществлена реставрация пяти ювелирных изделий Иеремии Позье, созданных им в период с 1740 по 1760-е годы.

loading...
loading...

Мушечница с двуглавым орлом из зеленой эмали

декорированная чеканными орнаментами, на крышке которой размещено изображение цветочной корзины из бриллиантов и сапфиров

Табакерка с рубинами

коробочка фигурной формы, покрытая чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов

loading...
loading...

Табакерка с вензелем императрицы
Елизаветы Петровны

один из шедевров ювелирного искусства середины XVIII века,
выполненный из чеканного золота и украшенный бриллиантовым вензелем

Выбор ювелирных изделий для последующей реставрации производился под руководством Ольги Григорьевны Костюк, заведующей Отделом западноевропейского прикладного искусства и хранителя Галереи драгоценностей музея, куда все изделия Иеремии Позье вернулись после завершения работ в октябре 2024 года. Осуществлялась реставрация под руководством Игоря Карловича Малкиеля, заведующего Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.

loading...
loading...

Круглая
мушечница

крышка которой декорирована изображением двуглавого орла чёрной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны

Свою символическую роль в выборе произведений именно Иеремии Позье для первого этапа проекта сыграл и тот факт, что название ювелирного дома POSIÉ созвучно фамилии выдающегося ювелира прошлого. POSIÉ — это собирательный образ талантливых мастеров XVIII — начала XX веков, которые сформировали российскую ювелирную школу и задали высокие стандарты этого искусства для современных ювелиров уже в XXI веке.

ПРОЦЕСС РЕСТАВРАЦИИ И НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Перед началом реставрации проводились комплексные научные исследования металлов, драгоценных камней и материалов, из которых были выполнены ювелирные изделия Иеремии Позье. Это помогло в выборе реставрационных методик, благодаря которым удалось вернуть былой блеск экспонатам, а также дало возможность получить ответы на многие вопросы о технологии изготовления и декорирования украшений этого мастера.

loading...
loading...

Состояние изделий не внушало современным специалистам опасений, однако в ходе работ на всех пяти артефактах были зафиксированы загрязнения и окислы — следы прежних реставраций, недопустимые нынешней наукой. В ходе кропотливых работ с использованием высокотехнологичного лазерного оборудования реставраторы также восстановили деформированный металлический декор, разрывы золотых деталей, крепления драгоценных камней, отслоившуюся ртутную амальгаму зеркал и разрушенные эмали. Все это обеспечило сохранность изделия для следующих поколений.

«В Галерее драгоценностей представлены лучшие образцы мирового ювелирного искусства. Реставрация этих уникальных украшений позволяет не только подарить им „вторую жизнь“, но и разгадывать технологические загадки ювелиров прошлого. Благодаря этому процессу в музее создаётся библиотека технических приёмов самых лучших мастеров. Это поможет в определении подлинности и в будущей реставрации экспонатов, которые приобретаются в музейную коллекцию», — рассказывает Игорь Карлович.

До нашего времени дошло очень мало работ великого ювелира, в российских и мировых музейных собраниях они редки. Однако, эталонные, широко известные работы Иеремии Позье хранятся в Галерее драгоценностей Эрмитажа — это букеты цветов из драгоценных камней, которые изначально создавались как корсажные броши, а позднее были помещены в вазочки из горного хрусталя, подарочные табакерки, мушечницы (коробочки для хранения мушек — маленьких фигурных кусочков ткани или бумаги, которыми дамы XVIII столетия дополняли свой образ) и почётные регалии. В дальнейшем художественные идеи и технические приёмы Позье использовали многие большие мастера, в числе которых, возможно, и Карл Фаберже, который в начале своей карьеры возглавлял реставрационные мастерские Эрмитажа и был прекрасно знаком с наследием Позье.

loading...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ СОЮЗ ЭРМИТАЖА И АЛРОСЫ

В нынешнем году Государственный Эрмитаж и компания АЛРОСА отмечают 20-летний юбилей партнёрства, так что можно сказать — первый этап проекта #вСветеPOSIÉ оказался приуроченным к этой важной вехе. В июне 2024 года генеральный директор Государственного Эрмитажа Пиотровский Михаил Борисович и генеральный директор ювелирной группы АЛРОСА Морозовская Ирина Михайловна подписали меморандум о развитии сотрудничества.

loading...

«В контексте музейной истории Позье стал чем‑то вроде эрмитажного бренда. Мы рады возможности ещё раз вспомнить о нем вместе с нашим партнёром, другим знаменитым, алмазно-бриллиантовым брендом — АЛРОСА»

Михаил Пиотровский

генеральный директор Эрмитажа

loading...

«Сотрудничество с Государственным Эрмитажем является одним из направлений проекта #вСветеPOSIÉ, миссия которого — сохранение ювелирного наследия России. И мы особенно рады заручиться поддержкой Эрмитажа в долгосрочной перспективе — тем более, что это далеко не первый совместный проект АЛРОСА с музеем за двадцать лет крепкой дружбы. Реставрация пяти ювелирных шедевров великого мастера, положившая начало проекту, продолжится исследовательской работой, направленной на изучение музейных архивов. Помимо этого, POSIÉ примет участие в организации экспозиций и культурных мероприятий совместно с Государственным Эрмитажем, а также поддержит издательские программы музея»

Ирина Морозовская

генеральный директор ювелирной группы АЛРОСА

loading...

МЕМОРАНДУМ

охватывает целый ряд направлений сотрудничества,
среди которых:

Поддержка реставрационных программ Государственного Эрмитажа

Поддержка исследовательских и издательских программ Государственного Эрмитажа

Помощь в реализации выставочных проектов в Государственном Эрмитаже

Сотрудничество в сфере лицензирования при создании ювелирной группой АЛРОСА ювелирных изделий

Сотрудничество в части использования научного опыта Государственного Эрмитажа при проведении лекций и мастер-классов по направлениям, связанным с созданием ювелирной группой АЛРОСА ювелирных изделий

Реализация иных направлений, программ и совместных мероприятий, отвечающих целям Меморандума, в том числе, связанных с публичным представлением совместных проектов